Как сказал известный английский классик - лучший отдых, это отдых на воде. И сегодня большое количество любителей лодочных прогулок с наступлением теплого сезона выходят к рекам, озерам и иным водоемам вместе со своими байдарками, каноэ, надувными лодками, плотами и прочими плавсредствами, иногда довольно экзотическими, чтобы насладиться видом струящейся вдоль бортов воды, ее успокаивающим плеском, а также живописными окрестностями вдоль берегов. К тому же наступает самый активный сезон рыбной ловли, когда каждый заядлый рыбак вытаскивает из кладовки и внимательно осматривает весь свой инвентарь.

Лодка ПВХ, мотор и весла

Обычная надувная лодка, изготовленная из армированного прочной тонкой сеткой поливинилхрорида, имеет форму подковы с установленным на корме транцем для крепления мотора, либо в форме вытянутого овала, для размещения одного или двоих человек и плавания на веслах. Надувные баллоны боковин оборудованы уключинами, в которые вставляются весла, и держателями весел в том случае, когда лодка идет под мотором или находится на поверхности водоема, передвигаемая только силой имеющегося течения. Установка на лодке мотора не отменяет наличия пары весел для отталкивания от берега или дна, расчистки воды от тины, плавающего мусора и коряг, а также прохода через камыши или иные узкие места. Если на веслах сидит единственный пассажир лодки, то он управляет ею, делая гребки и маневрируя, но как только прекращает грести, должен вынуть весла из уключин или закрепить их так, чтобы случайно не унесло волной. Любая лодка обязательно должна иметь в комплекте запасное весло.

Конструкция и материал весла

Весло представляет собой простейшее приспособление для ручного управления плавсредством и имеет еще несколько необходимых функций. Любое весло состоит из трех частей:

  • рукоятки, как правило, покрытой тонким слоем рифленой резины, чтобы исключить скольжение в мокрых ладонях;
  • веретена, то есть полой трубчатой или сплошной части, укрепленной в уключине и подвергающейся постоянному движению;
  • плоской широкой лопасти, размер которой влияет на скорость движения лодки и удобство ее управлением.

Существуют монолитные и составные весла. Первые значительно прочнее, но при поломке придется менять весло целиком и во время транспортировки следует следить за тем, чтобы случайные препятствия не погнули и не сломали веретено или лопасть. Разборные обычно позволяют упаковать каждую часть отдельно в туристический рюкзак и не беспокоиться о сохранности, но такие изделия менее прочные и более тяжелые.

Чаще всего весла изготавливают из алюминия, оставляя внутри полости, чтобы препятствовать утоплению инвентаря и загрязнению дна водоема. Такие изделия легкие и прочные, отлично подходят для разборных моделей, могут быть телескопическими с регулируемой длиной веретена.

Деревянные весла давно отошли в прошлое и обычно используются в небольших деревнях, где исторически движение по рекам средней полосы России осуществляется на плоскодонках или небольших деревянных лодках. Подобные весла имеют монолитную конструкцию, а дерево является самым доступным в этих местах материалом.

Весла из пластика с добавками для повышения прочности обычно легкие, имеют яркую расцветку и могут быть составными. Как правило, такие весла используются для небольших легких одноместных лодок.

Выбор подходящих весел

Покупке соответствующей лодки обычно предшествует решение о том, где и для каких целей будет использовано приобретаемое плавсредство. При недостатке собственного опыта следует подробно проконсультироваться со специалистом или менеджером в магазине. Если плавсредство не укомплектовано необходимым набором весел, то их следует приобрести отдельно.

Прежде всего, нужно выбрать тип весла. Удобство транспортировки определит, будет ли это весло разъемным или монолитным. При выборе материала изготовления основное внимание следует уделить индивидуальным удобствам работы на веслах. Рукоять должна комфортно лежать в ладони, а рифление резины не приводить к быстрому появлению мозолей. Возможно, более подходящей окажется не прямая, а изогнутая форма рукояти.

Длина весла обычно соответствует параметрам лодки и должна быть не менее размера ее ширины и не более 15% сверх того. Более короткое весло значительно уменьшит скорость передвижения и приведет к быстрой усталости спины. Более длинное весло значительно увеличит нагрузку на руки.

Размер лопасти завит от характера водоема, где предполагается использовать лодку. На открытой воде можно будет развить достаточно большую скорость при широких лопастях на удлиненном веретене. В заросших камышом, узких протоках с небольшой глубиной лучше подойдет весло с узкой лопастью из прочного материала. Таким предметом удобно отталкиваться от берегов и дна и маневрировать.

Для лодки с мотором весла обычно имеют функцию запасного или аварийного инвентаря. С их помощью можно выбраться на открытую воду или добраться до берега в случае поломки мотора.